Маркетинг — системная деятельность по
изучению, оценке и прогнозу рынка и по приспособлению деятельности организации
(ее структуры, персонала, целей, программ, товаров и услуг) к изменениям
внешней среды, к динамике социально-экономической жизни и изменениям в
политическом пространстве.
Существует множество определений понятия М. (само слово
«маркетинг» можно перевести на русск. яз. букв. как «рынкование»). В 1920-х гг.
М. возник как новая экономическая теория, которая занималась спецификой
движения товаров и услуг от предприятий к физическим лицам, конечному
покупателю. Кроме того, к М. уже тогда относили сбыт продукции и рекламу, т.е.
ставили проблемы взаимодействия с рынком и воздействия на него.
До 1950-х гг. фирмы и компании управлялись через систему
бюджетного контроля. Такой М. основывался на успехах прошлых лет и предполагал,
что основные условия и закономерности экономической и социальной жизни
останутся неизменными.
С 1950-х гг. развитие получило долгосрочное планирование
деятельности компаний. М. доказывает в это время возможность и необходимость
прогноза и специальных мероприятий по обеспечению долговременного роста
основных показателей работы фирм. Причем при определении таких показателей, как
изменения объемов продаж, издержки, цены, производительность труда, начинают
учитывать не только опыт прошлого, но и новые, современные тенденции. Такое
планирование стремится приспособить производственную деятельность к
предполагаемому росту или сокращению деловой активности на ближайшие несколько
лет.
1960-е гг. открыли эпоху стратегического планирования. Эта
концепция М. отрицает необходимость и возможность управления предприятием с
позиции опыта прошлых лет. Главное внимание предполагается отдавать изучению
спроса и конкуренции, изменений в этой области. Такой М. стремится предсказать
новые изменения конъюнктуры и планировать принципиальные новшества в работе
компаний, опираясь на прогнозы, причем в дальней перспективе. В то же время М.
еще не приходит к идеям активных и мощных программ влияния на рынок.
Концепция современного М. как стратегического управления
рынком складывается только в 1970-х гг. Главное стремление — не только хорошо
управлять предприятием (внутренней средой), но и самим рынком, доступными для
воздействия его фрагментами (т.е. внешней средой). В 1970-х гг. маркетинговые
подразделения становятся ведущими в структуре большинства западных компаний.
Они определяют и координируют деятельность всех остальных структурных звеньев
предприятий, включая производство. В это время резко обостряется конкуренция
крупных компаний за рынки сбыта и энергоносители, сырье. Одновременно
значительно снижается срок жизни товаров и технических новшеств. Растет
ассортимент постоянно модифицируемых товаров и услуг, а вместе с ним — запросы
потребителей. Конъюнктура международных рынков становится подвижной, тенденции
развития экономических отраслей — менее определенными.
В современном М. выделяют 3 специфических модели: М.
потребительских товаров (ПТ.), М. средств производства (СП.) и М. услуг. Раньше
всех стал развиваться М. первого типа. Спрос на рынке товаров индивидуального и
семейного пользования всегда самый динамичный и новаторский. Здесь возникают не
только потребности в новых модификациях всевозможных товаров, но появляются и
сами новые потребности как таковые (напр., в сотовой телефонной связи или
InterNet). С другой стороны М. на рынке ПТ. имеет огромный ресурс для
рекламного (и PR) манипулирования мнениями и вкусами потребителей, в т.ч. и на
иррациональной основе.
Для М. в сфере СП. самым главным является поиск новых
технологических решений для обеспечения нужд предприятий — покупателей в
снижении издержек и в росте производительности.
М. услуг делят на 2 сферы — М. индивидуальных потребительских
услуг и М. услуг производственного назначения, соотносимых с рынками ПТ. и СП.
Для современного М. характерно следующее:
-
ориентация на сбыт как главную задачу, цель фирмы (объектами изучения и
воздействия являются потребители, конъюнктура рынка, характеристики товара или
услуги, конкуренты);
-
ситуационное управление, когда решения принимаются по мере обнаружения проблем
сбыта, а не в установленные плановые периоды (общее собрание акционеров и
т.п.);
-
постоянный сбор и анализ информации, прогнозы возможных ситуаций и вариантов
вероятных решений;
-
установка на активное воздействие на рынок, влияние на государственную политику
и поведение потребителей;
-
стремление к долгосрочному коммерческому успеху, преимуществу на рынке,
обеспечивающему устойчивость и прочность в «плохие времена» (при ухудшении
конъюнктуры).
Важными понятиями М. оказываются «внешняя среда» и «внутренняя
среда». К первой относят рынки, источники снабжения, партнеров и конкурентов,
государственные и общественные структуры, СМИ, аудитории потребителей. «Внешнюю
среду» тщательно изучают, выявляя факторы содействия деятельности компании (их
активизируют) и факторы противодействия ее деятельности (их нейтрализуют).
«Внутреннюю среду» представляют как цели и стратегию развития
предприятия, портфель исполняемых заказов, кадры. Выявляют сильные и слабые
стороны в работе организации как функциональной системы, развивающиеся и
умирающие товары, услуги. Проводят аудит финансовых ресурсов и сравнивают
продукцию с продукцией конкурентов. Стремятся получить данные об их планах,
ноу-хау и т.д.
Маркетинговые факторы делят на управляемые и неуправляемые.
Многие факторы «внешней среды» относятся к неуправляемым. Напр., действия
конкурентов, решения правительств, влияние научно-технического прогресса.
Однако, их влияние можно смягчить.
Практически все факторы «внутренней среды» в М. признают
управляемыми. Можно изменить структуру компании, сократить или расширить
персонал (реструктуризация), перепрофилировать направления финансовых потоков,
изменить целевую политику, ассортимент и упаковку товаров.
Современный М. претендует на то, чтобы управлять
потребительским спросом. Реклама и PR являются главными маркетинговыми
инструментами в стратегии управления спросом, активного влияния на поведение
потребителей. Выбор способов и средств рекламы и PR — деятельность зависят от
маркетинговых ситуаций со спросом. Возможны такие варианты.
-
- Конверсионный М. Спрос отрицательный. Большая часть
целевой аудитории плохо относится к товару, напр., из-за того, что он вышел из
моды.
-
- Стимулирующий М.Товар или услугу покупает меньшинство
возможных потребителей. Остальные равнодушны (обычно, из-за недостаточной
информированности о продукте, слабой рекламы).
-
- Развивающий М.Существуют потребности или их можно создать.
Но нет соответствующих товаров.
-
- Ремаркетинг.Спрос серьезно снижается. Товару не хватает
имиджа рыночной новизны.
-
- Синхромаркетинг.Спрос подвержен колебаниям (обычно при
продажах сезонных товаров и услуг). Работа компании должна быть приспособлена к
циклам колебаний, росту и падению кривой спроса.
-
- Поддерживающий М. Спрос соответствует ожиданиям
маркетологов, планам компании. В этой ситуации часто проявляются враждебные
действия конкурентов. Они стараются предложить дилерам и покупателям более
выгодные условия на аналогичный товар. Правильная ценовая политика и сильная
реклама нейтрализуют эти действия.
-
- Демаркетинг.Спрос ажиотажен и чрезмерен. Нужно его
снизить, поскольку страдает репутация компании (не справляется с
удовлетворением потребностей в товаре, услуге). Здесь резко ослабевают или
прекращают рекламу, поднимают цены, расширяют производство, в т.ч. продавая
лицензии и технологии другим производителям.
-
- Противодействующий М. Продукт угрожает здоровью людей и
благополучию общества. Спрос нужно свести к нулю. Практически, конечно, здесь
нет стопроцентных решений. Запрещают, напр., рекламу алкоголя и табачных
изделий на ТВ, ограничивают продажу оружия, производство экологически вредных
продуктов и т.п.
Реклама и PR являются главной составляющей коммуникативной
функции М. Без информирования целевого потребителя и общества любые достижения
компании остаются во «внутренней среде», а предприятия лишаются обратной связи
с обществом, покупателями и государством. Изобретенный в России в нач. ХХ в.
лозунг «реклама — двигатель торговли» по-прежнему актуален.
Маркетинг — мкс — конкретное соединение,
«смешение» продукта, цены, рекламы и других маркетинговых инструментов для
достижения целей сбыта, успешных продаж.
|