Модератор — профессиональный ведущий
презентации, пресс-конференции, фокус группы.
М. — это особая роль организатора коммуникации, процесса
общения. М. работает с малой или большой аудиторией в одиночку или в группе с
другим М. Роль М. требует способностей, специальной и общекультурной
подготовки. Управляя общением, М. добивается от аудитории заранее намеченных
результатов: оценить товар, предъявить истинные мотивы влечения к нему,
скорректировать программу кандидата на выборах и т.п.
М. должен знать многое, напр., что внимание аудитории не
одинаково в течении 40 мин. в первые 10 мин. оно высокое, затем 20 мин. быстро
снижается. В последние 10 мин. опять повышается, становясь очень высоким в
заключительные 5 мин. Причем внимание аудитории в конце не возрастает, если не
сообщить ей о том, что мероприятие завершается. Самое главное должно говориться
и решаться в начале и в конце, новая и актуальная информация должна подаваться
периодически в ходе беседы так, чтобы подогревалось внимание слушателей или
собеседников.
М. не должен усложнять свою речь техническими терминами,
словами — паразитами, абстрактными существительными и профессиональным
жаргоном. М. не следует говорить слишком торопливо и быстро. Не стоит и
монотонно бубнить, мямлить, слишком замедлять темы речи. И то и другое может
оттолкнуть аудиторию, вызвать неприятные эмоции, которые заглушат содержание
речи, затруднят решение коммуникативных задач. Очень важен визуальный контакт.
Ошибочно смотреть на аудиторию слишком пристально: сверлящим, агрессивным или
гипнотическим взглядом. Нельзя отводить или опускать глаза. Лучший вариант —
нормальный взгляд, как при обычном, бытовом разговоре.
После важной информации целесообразно делать паузы, давать
слушателям возможность оценить и взвесить услышанное. Не нужно понижать голос в
конце каждой фразы, как это делают обычно ораторы — любители. Такая интонация
создает скуку, вызывает у людей ощущение безнадежности безрадостности. После
каждой фразы с таким интонационным рисунком слушателям кажется, что все,
мероприятие окончено. Но нет, оно продолжается вновь, с новой фразой. Для
исключения таких дефектов полезно слушать запись своей речи, выступлений.
В арсенале приемов профессионального М. входит звучный и
хорошо поставленный, вызывающий доверие голос. В речи М. третье лицо, где
только возможно, заменяет на первое или второе, во фразах и смысловых периодах
(фрагментах) самое важное ставит в начало речевых конструкций, использует
примеры, к аудитории обращается так, как будто перед ним — один человек.
М. должен уметь работать с «трудными» вопросами. Здесь
применяются такие приемы: переадресация вопроса эксперту или кому-л. из
аудитории, признание своего незнания с обещанием отыскать ответ, откладывание
ответа «из-за недостатка времени» и др.
М. планирует свою деятельность: что сказать, в каком порядке.
При этом нужно стремиться к разнообразию. От слов — к иллюстрациям, от
демонстрации — к обсуждению.
Плохо, если М. держит себя надменно или пытается изменить
взгляды и убеждения аудитории (это бесполезно). Не следует и находиться слишком
далеко от первого ряда аудитории или возвышаться над ней на подиуме.
Неофициальная атмосфера особенно важна на мероприятиях с одним ведущим.
Текст М. отрабатывается в такой последовательности: устные
импровизации, заготовки, затем их запись на магнитофон. И только потом —
корректировка и репетиции.
|