Мотив — 1) потребность, ставшая острой и
заставляющая потребителя действовать — покупать; 2) причина, побуждающая
избирателя голосовать за какого-то определенного кандидата на выборах.
М. рассматривают как импульс, который создает активную форму
потребности (нужду), заставляет стремиться к какой-то цели. М. возникают только
в условиях, когда потребитель видит товар, слышит о нем и его свойствах,
формирует его образ (имидж) в своем сознании и принимает этот образ как нечто
положительное и цепкое. Иначе говоря, потребитель становится мотивированным.
Примерно также появляется М. и у избирателей. Политическая
реклама и пропаганда предлагают им образ «своего» кандидата, «своей» программы,
партии, движения и т.д. Здесь, как и при покупке товара, человек удовлетворяет,
конечно, не одну, а несколько потребностей, имеет не один, а несколько М. Часто
ведущий М. трудно определить, он скрывается за рекламой и общественными
условностями. Вряд ли, напр., кто-нибудь откровенно заявит, что приобрел
дорогой автомобиль или костюм, чтобы выделиться в своем служебном и бытовом
окружении, стать социально значительнее. Скорее, скажут, что так сейчас модно,
что надо было обновить автопарк, гардероб и т.п. Точно так же и избиратель не
всегда хочет и может объяснить, почему он проголосовал именно таким образом.
Здесь нужно учитывать, что в появлении М. у человека участвует не только
сознание, но и подсознание с его неконтролируемыми импульсами,
иррациональностью.
Современные реклама и PR, (шире — технологии социального
правления) ставят задачу формирования определенных М., контроля над поведением
людей на рынке товаров и политическом рынке. Телевидение и Internet — важнейшие
средства для ее решения, создания информационно управляемого общества.
|