Мотивационные исследования — специальные
исследования в маркетинге, с помощью которых стремятся определить побудительные
мотивы покупок, изучить особенность поведения и мышления потребителей.
МИ. вырабатывают для рекламы аргументы, отвечающие ожиданиям
потребителей, эффективно и конкретно формулируют эти ожидания. МИ. ведутся
методом опроса: индивидуальное интервью, опрос в фокус группах, анкетирование
продавцов и дилеров. Основная задача любых МИ. — выявить главный мотив покупки
и сформулировать его как рекламный аргумент, определяющий позицию товара на
рынке. Образец такого аргумента можно встретить в одном из рассказов О`Генри.
Владельцы ресторана, в пик конкурентам, вывесили в зале своего заведения
рекламный транспарант со слоганом: «Наши цыплята при жизни не кукарекали».
МИ. часто отражают национальную специфик мышления
потребителей. Так, исследование мотивов покупателей бытовой электроники в
России выявило, что решающий мотив покупки телевизора — не его марка,
фирма-производитель или диагональ экрана, а наличие гарантийного срока.
МИ. используют и в политическом маркетинге. Напр., изучение
электората КПРФ показало, что ведущим мотивом сторонников этой организации
является не стремление строить коммунистическое общество и даже не желание
отобрать у более состоятельных граждан их имущество, а желание ностальгического
возвращения к «светлом прошлому», к «стабильности». В целом же действия
российского избирателя любого толка определяются идеей выбора наименьшего из
предлагаемых ему зол.
|