Мотивация — процесс превращения нужд и
потребностей в мотивы, причины и рычаги, побуждающие к действию.
О М. говорят не только в маркетинге, но и в теории управления.
Руководство, работа с людьми — это, прежде всего, работа с мотивами. Чтобы
потребители покупали товар, сотрудники хорошо выполняли задания, избиратели
голосовали за нужного кандидата, их всех нужно мотивировать. Упрощенно процесс
М. можно представить схемой.
потребности(недостаток чего-л.)
и нужды (острый недостаток чего-л.) |
побуждения и стремления к удовлетворению нужд и потребностей |
конкретные действия и объекты действий |
цель (в конкретной формулировке)
|
Результат: удовлетворение
(полное, частичное, отсутствует)
|
|
Классически теория М. была разработана А.Маслоу. Он построил
«пирамиду» потребностей, выделил и описал их иерархическую структуру, увязал их
с социальным обликом носителей. По возрастающей потребности представляют так:
-
физиологические (еда, сон и отдых, вода, жилище, секс);
-
в безопасности (защищенность от физических и психологических агрессий из
внешнего мира, уверенность в том, что в будущем физические потребности будут
удовлетворяться);
-
социальные (принадлежность к определенной общественной группе, чувство
понимания со стороны других, взаимодействие и поддержка);
-
в уважении (самоуважение, наличие значимых личных достижений, признание и
уважение со стороны других);
-
в самовыражении (реализация потенциальных возможностей, творческий и духовный
рост личности).
Этот подход справедливо предполагает, что удовлетворение
первичных нужд ведет к возможности удовлетворять более высокие вторичные
социальные потребности. А на вершине «пирамиды» А. Маслоу оказываются самые
высшие потребности — в уважении и самовыражении. Далеко не все достигают этой
вершины. Нет и прямой связи по этим пунктам с накоплением денег и материальных
богатств, овладением высоким общественным статусом. В результате возникает
феномен «манипулятивного поведения», «человека-манипулятора», описанный во
множестве работ современной социопсихологии.
Интересно о М. высказывался Д. Мак-Клелланд. Он считал, что в
экономически
развитых странах, Западной Европе, США и Канаде, все низшие
потребности уже удовлетворены. Остались только три основных нужды: в успехе, в
принадлежности к группе и во власти.
В.Врум и его последователи выдвинули теорию ожиданий. Главным
в этой теории
в М. оказывается не мотив или даже сама потребность, а
ожидание чувства удовлетворенности, уверенности, что выбранная цель и способ
действия дадут ожидаемый эффект, порадуют и успокоят.
Существуют фрейдистские и др. подходы к М. Доказанным можно
считать, что М. формируется не только сознательно, но и с помощью подсознания,
причем поступки и поведение людей часто иррациональны.
На М. оказывают воздействия такие факторы, как пол, возраст,
социальное положение, культурно-национальная принадлежность, географические
условия жизни. Выделяют такой признак М. как сопряженность потребностей, их
связанность и взаимозависимость. Соответственно, есть слабо сопряженные
потребности (любить девушек и ходить зимой в валенках), сопряженные (есть не
только ложкой, но и вилкой) и сильно сопряженные (купил автомобиль, придется
покупать и бензин). Оценивают и частоту удовлетворения потребностей. Есть
потребности непрерывно удовлетворяемые (дыхание, еда, сон), удовлетворяемые
периодически, циклически (новая одежда и обувь, походы в театр, встречи с
друзьями и родственниками) и одноразовые потребности (сходить на модную
выставку, получить среднее образование, стать академиком).
Еще говорят о применяемости потребности:
-
в одной сфере;
-
в нескольких областях жизни;
-
во всех областях.
Для маркетинга и рекламы важным показателем является
комплектность
удовлетворения потребности, т.е. возможность реализации
потребности с помощью покупки одного конкретного товара или же нескольких
взаимозаменяемых товаров. Другой показатель — эластичность потребностей. Слабо
эластичными считают все физиологические потребности: их просто нельзя не
удовлетворять. Более эластичны вторичные, социальные потребности. К
высокоэластичным относят, напр., предметы роскоши или экзотические приключения.
Способов удовлетворения потребностей насчитывают 3:
индивидуальный, групповой, общественный. Примеры вдумчивый читатель может
подобрать самостоятельно.
Большую роль в М. играют реклама и PR. Они информируют о
возможностях, формах и ценах удовлетворения потребностей. Реклама и мероприятия
директ — мейл активно содействуют превращению потребности в мотив и направляют
ее на конкретный объект, товар или услугу.
|