Пропаганда — организованное и
целенаправленное распространение идей, мнений, утверждений, символов и слухов
через СМИ и по другим каналам общественной коммуникации.
Различают П., которую ведут государственные, политические,
общественные, религиозные и коммерческие организации. Коммерческая П. выступает
в форме рекламы товаров и услуг и мероприятий PR, формирующих позитивный имидж
компании и предлагаемых ею продуктов.
Феномен П. заключается в том, что какая-то одна группа людей
стремится навязать другим свои взгляды, убеждения, культурные символы, правила
поведения и моральные ценности. Напр., всю зарубежную рекламу в России можно
рассматривать как П. западного образа жизни.
Активную и прямую П. называют агитацией. Выделяют еще понятие
«контрпропаганда» — для обозначения противодействующих идеологических
мероприятий, встречной П. В арсенал контрпропаганды может входить «слив»
компромата, специальное распространение различных слухов, иные приемы и методы.
Главными орудиями любой П. в современном мире являются СМИ,
особенно телевидение. На некоторые виды П. в цивилизованных странах налагаются
правовые ограничения и запреты, напр., П. алкоголя, курения, наркотиков,
проституции, шовинизма и т.п.
|