Реклама — оплаченное информирование отдельных
целевых аудиторий и всего общества в целом о товарах и услугах, их
производителях и продавцах; такое же информирование о деятелях и деятельности
политического и социально-культурного характера (от лат. reclamo «выкрикивать»,
reclamare «требовать, откликаться»).
- Коммерческая Р. является частью современных
маркетинговых коммуникаций, наряду с директ-маркетингом, продвижением продаж,
PR, выставками и ярмарками. Маркетинговые коммуникации не отгорожены друг от
друга. Напр., PR — мероприятия часто называют скрытой или косвенной Р.,
продвижение продаж невозможно осуществлять без сопутствующих рекламных
материалов. Различаюттоварную Р. или Р. продукта. Она создает благоприятный
имидж товаров и услуг, мотивирует определенную целевую аудиторию как
покупателя. Эта Р. «стимулирует продажу хорошего товара и ускоряет провал
плохого» (А. Политц). С товарной Р. близко связана и часто
объединенакорпоративная Р. (или имидж — Р.), которая ориентирована на создание
положительного имиджа и репутации компаний. Корпоративной, по существу, можно
считать всю банковскую Р., Р. кредитно-страховых учреждений, риэлторских
компаний и юридических фирм. Наличие корпоративной Р. обязательно для крупных
коммерческих структур любого профиля деятельности.
- Политическая Р. как индустрия заказов,
платных услуг редакций СМИ, имиджмейкеров и рекламных агентств возникла в
России относительно недавно, в начале 1990-х гг. Тогда политики стали
обращаться непосредственно в крупные рекламные агентства, использовать
специалистов, средства и технологии Р. для развития своего общественного имиджа
и получения голосов избирателей. В ход пошли телеролики, радиоспоты, щиты
наружной Р., всяческие рекламные шоу с привлечением звезд эстрады, артистов и
спортсменов. Правомерно говорить и о политическом маркетинге, позиционирующем
политическое движение, организацию или конкретного кандидата на выборах как
специфический «товар». Целевая аудитория (электорат) должна быть заинтересована
характеристиками и свойствами этого «товара». Политики и их объединения должны
быть конкурентноспособны, оправдывать финансовые затраты, а при необходимости —
модифицироваться или сниматься с общественно-политического рынка, заменяться
более перспективными.
Сферу действия социальной Р. можно определить
как гуманитарную. Это поддержка инвалидов и малоимущих, защита детей и
материнства, борьба с наркотиками и др. пороками, поддержка Церкви,
образования, искусства и культурных традиций, здорового образа жизни и спорта,
позитивных научных исследований, забота о природе, животных. По отношению к
социальной Р., затрагивающей важные общественные проблемы и экологию, многие
СМИ проводят особую ценовую и маркетинговую политику: распространяют такую Р.
бесплатно или по щадящим расценкам. Часто продвижению социальной Р. содействуют
правительственные учреждения и муниципальные власти, включают ее в структуру
официальной пропаганды на международном, национальном и региональном уровнях.
Американским термином puffery обозначают дутую, намеренно
обманывающую людей, лживую Р. Яркие образцы такой Р. демонстрировали в 1990-х
гг. в России многочисленные «финансовые пирамиды», всякие «Тибеты», «Чары»,
«МММ». Опасной разновидностью puffery является рекламная деятельность
тоталитарных сект и «учений», ориентированная на завлечение доверчивых граждан,
их психологическую обработку и отъем недвижимости и финансовых ресурсов.
В России в 1995 г. был принят Закон «О рекламе»,
обеспечивающий основное правовое регулирование в этой области. В 1987 г. в
Париже был утвержден Международный кодекс рекламистов. В нем выдвинуты такие
требования к Р., как честность, правдивость и ответственность. Редакциям СМИ
рекомендуется четко указывать, какие из размещаемых информационных материалов
являются Р. Примером законодательных ограничений в Р. является запрет
использовать для рекламирования табака и алкоголя человеческие персонажи моложе
35 лет и звезд. Запрещено задействовать телевизионную и наружную Р. для
продвижения алкоголя. Запрещена любая Р., эксплуатирующая доверчивость детей и
недостаточный жизненный опыт молодежи, хотя нарушений этих законодательных
запретов в российской Р. — великое множество.
Реклама в Интернете (Рунете) —
распространение рекламной информации и проведение рекламных акций на сайтах
«всемирной паутины» (WWW).
Ключевой проблемой для рекламирования в WWW является
популярность используемых сайтов и их посещаемость представителями целевой
потребительской аудитории. Достоинствами WWW представляются дешевизна
размещения рекламы и возможность виртуального маркетингового общения с
потребителями. В Интернете (InterNet) и Рунете (RuNet, российская часть WWW)
принято еженедельно или ежемесячно обновлять текстовую информацию. На некоторых
сайтах, напр., принадлежащих СМИ, это делается чаще. Интерес посетителей сайтов
к рекламе и покупкам стимулируют традиционными способами: скидки, конкурсы с
призами и т.п. Успешно развиваются «виртуальные магазины», обеспечивающие
доставку товаров покупателю на дом. В WWW практикуются «обзоры сайтов», своего
рода внутренняя Интернет-реклама.
|