Аудиметр — электронное
устройство для сбора сведений о вкусах и предпочтениях телезрителей. А. был
изобретен в США в 1930-х гг. Полом Лазарсфельдом, а в 1987 г. заменен на более
совершенный ТВ-метр(см.).
Аудитория (целевая) —
множество потребителей, наиболее возможных как покупатели товара или услуги;
часть электората, способная поддержать на выборах политическое движение, тех
или иных кандидатов; сегмент рынка.
Кроме указанных значений говорят об А. определенных газет,
журналов, телеканалов, телепередач, радиостанций, сайтов InterNet' a. В
маркетинге и рекламном медиапланировании стремятся к максимально подробному
описанию А. Обычно учитываются такие категории, объединяющие А., как: пол,
возраст, образование, уровень жизни (доходы и траты), место проживания,
положение в обществе и семейное положение. Маркетинг и реклама стремятся еще
получить как можно больше сведений о покупках, наличии недвижимости, вкусах и
предпочтениях А.
Для позиционирования СМИ также важны представления об А.
Напр., основной целевой А. популярной в России «Новой газеты» являются
пенсионеры. Те же пенсионеры (и инвалиды) являются главной А. всевозможных игр
и викторин с призами на радио, проводимых в дневное время. Другая А. у
телепередачи «Музобоз» или ресторана «Разгуляй». Разные А. у пункта приема
стеклотары (как коммерческого предприятия) и у автозаправки или МХАТ`а.
Аудирование (СМИ) —
проверка достоверности данных о тиражах газет и журналов. За рубежом А. (или
аудит) СМИ проводится независимыми специальными организациями. В США и Канаде
А. занимается Audit Bureau of Circulations, действующее с 1914 г. Его
финансируют крупные рекламные агентства, рекламодатели и сами издатели.
В России с А. сложнее. Обычно сведения о реальных тиражах
периодических изданий получают через типографии. Труднее получить сводную
информацию. Попытку А. в Москве предпринимала компания "Логос-М", выпустившая
бюллетень "Рейтинг", с охватом около 300 наиболее известных изданий.
В медиапланировании под А. понимают определение социального и
возрастного состава аудитории издания, телепрограммы, радиостанции, сайта в
Internet.
База (банк) данных — свод
информации, который организован общими принципами описания, хранения и
манипулирования данными, не зависящими от прикладных программ.
Программы и языковые средства, использованные для создания и
ведения БД, называют системой управления. Наиболее распространены информативные
БД. о субъектах экономики, товарах и услугах. Информация в БД. устаревает
примерно на 20-25% каждый год. БД. нуждаются в постоянном обновлении.
В директ-маркетинге используют БД. со сведениями о
потребителях персонально (физических лицах). БД. находят применение и в
политической рекламе. Собирают сведения о составе электората, группах активной
поддержки, конкурентах и т.д. Главное требование, которое предъявляется к БД.,
это достоверность информации. Многие фирмы сами создают и ведут актуальные для
своей деятельности БД.
|