Сегментирование — выявление сегментов рынка,
определенных групп потребителей, объединенных общими
социально-психологическими, демографическими и географическими признаками,
примерно одинаково реагирующих на маркетинговую деятельность продавца товара
или услуги.
Один из основателей современного маркетинга Ф. Котлер так
определял С. — «разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из
которых могут потребоваться отдельные товары или комплекс маркетинга». В
процессе С. создают типологию и иерархию покупателей. С. помогает продавцам
найти «своего» покупателя, получить его подробный коллективный портрет,
вступать во взаимодействие с потребителями, заранее вооружившись знаниями об их
нуждах, характере и поведении.
Найденную в ходе С. нужную группу потенциальных покупателей
называют целевой (или целевым сегментом, целевой аудиторией). В случаях
сложного состава сегмента, наличия нескольких самостоятельных отрядов
потребителей, можно называть эти отряды «целевыми группами», а всю их
совокупность — «целевой аудиторией».
С. рынка товаров и услуг производственного назначения и сырья
не встречает особых затруднений. Аудиторию определить достаточно легко.
Спецификой предприятий — покупателей оказывается только масштаб их деятельности
и платежеспособность. Для персональных обращений (конкретных оферт) выясняют
еще организационную модель, стиль правления, потребности в модернизации и др.
нюансы, связанные с маркетинговым обликом потенциальных заказчиков —
предприятий.
Значительно сложнее проводить С. на рынке товаров
индивидуального и семейного спроса, называемых в советских традициях «ТНП»
(«товарами народного потребления»). Здесь приходится учитывать большое
множество факторов, различных данных о потребителях: их возраст, половой
статус, семейное положение и размер семьи, образование, демографические
показатели, национальную принадлежность, имущество и доходы, религиозные
воззрения и др. Специально изучают вкусы, склонности и стиль потребления,
выявляют предпочтения, предрассудки и привычки (напр., к тем или иным
магазинам, формам сервисного обслуживания), реакции на бренды, рекламу и цены.
С. стремиться ответить на вопрос, что есть и чего нет у
потребителя, целевой аудитории. В США и др. странах зрелой демократии
социальный состав, слои общества хорошо изучены по всем этим параметрам.
Созданы и обновляются специализированные базы данных, которые используют для
директ-мейла и других мероприятий прямого маркетинга. Члены развитых и богатых
обществ охотно участвуют в маркетинговых коммуникациях, отвечают на вопросы при
анкетировании.
В России ситуация другая. Советское общество серьезной
социологией изучалось достаточно продуктивно, напр., в трудах А. Зиновьева.
Имелись убедительные представления о его структуре, социальном «каркасе»,
нищих, средних и высших слоях, их психологии и движущих мотивах поведения,
рычагах управления ими и т.д. Достоверной модели современного российского
общества не существует в необходимых для маркетинга подробностях. Российские
потребители, как правило, не хотят делиться информацией о своих реальных
доходах и расходах, мотивах поведения, движимом и недвижимом имуществе и т.п.
Приблизительны и часто не точны данные государственной статистики, условны
«рейтинги» социологических опросов. С др. стороны, многие отечественные
производители и продавцы продукции не хотят нести бремя лишних расходов на
маркетинговое изучение потребителей, довольствуются примерными оценками
«своего» сегмента рынка, прежним опытом.
|