Тест — вопросник для социологических и
психологических исследований, маркетинговых опросов, анкетирования.
Применяют, напр., Т. Люшера, в котором особенности
психического состояния человека увязаны с реакциями на цвет, цветовые оттенки.
Т. Люшера используется в рекламе (для оценки восприятия), при подборе
персонала, в психиатрии. Есть Т. для оценки интеллекта, знания иностранных и
родных языков, особенностей потребительского поведения, темперамента и т.д.
С помощью специальных Т. выявляют степень эффективности
рекламы. Напр., можно изучать образ прорекламированного товара, сложившийся у
потребителей, используя метод семантического дифференциала (определения
смысловых оттенков). Берется 12 пар антонимов, типа «молодое — старое»,
«глубокое — мелкое», «положительное — отрицательное». Для каждой пары
устанавливают шкалу, располагая антонимы по краям: «глубокое ||||| мелкое». На
этой пятиградационной панели тестируемый потребитель ставит точки (быстро, не
раздумывая). Затем через точки проводятся кривые. Данные графиков можно
сравнивать с аналогичными, рисующими образ товара, отношение к нему у уже
купивших товар, воспользовавшихся им потребителей, у производителей и у
продавцов. Данные Т. сравнивают и с теми целями и рекламными идеями, которые
были заложены при создании рекламы.
|