Товарный знак — символ, эмблема фирмы или ее
продукта (от англ. trade mark).
ТЗ. выступает на рынке как средство идентификации товаров и
слуг. Он отличает фирму и ее продукцию от конкурентов и помогает потребителям
распознавать товары и их производителей. Большинство ТЗ. — словесные. Еще могут
быть изобразительные, объемные, звуковые и комбинированные ТЗ. Любой новый ТЗ.
подлежит обязательной государственной экспертизе и регистрации. Используя ТЗ. в
рекламе их помечают значками «ТМ» («trade mark») и «R» («registrated»). ТЗ.
является интеллектуальной собственностью и охраняется соответствующим
законодательством.
ТЗ. дают товарам и услугам узнаваемые покупателями имена,
облегчают запоминание товара, символизируют гарантию качества и стимулируют
спрос, желание купить.
ТЗ. характеризуют по таким параметрам, как охраноспособность,
рекламоспособность и ассоциативная емкость. Под охраноспособностью понимают то,
что ТЗ. уникален: его графика, словесное решение и др. признаки не повторяют
какой-л. др. ТЗ., уже имеющийся на рынке. Рекламоспособность ТЗ. обуславливает
его успешное участие в рекламных кампаниях, удачное размещение на упаковочных
материалах или самом изделии.
Ассоциативную емкость ТЗ. определяет 3 обстоятельства: а)
удачный набор словесных, цветовых, графических, звуковых констант (составляющих
знака); б) эффективность рекламных мероприятий и маркетинговой пропаганды ТЗ.;
в) сила самого продукта, который символизирует ТЗ.
Можно регистрировать не только ТЗ., но и фирменные слоганы,
лозунги, напр., «Райское наслаждение» («Баунти»). В мире зарегистрировано более
20000000 ТЗ. Но не все они являются брендами или сильными ТЗ. Сильными признают
только те ТЗ., которые сами по себе являются достаточными аргументами в пользу
покупки, т.е. потребитель не сомневается, что хорошо и престижно иметь ручку
«Паркер», ездить на «Мерседесе» или «Форде», разбавлять или запивать джин
тоником «Швепс». Сильные ТЗ. оцениваются в миллионы или даже миллиарды
долларов, служат объектами купли-продажи, судебных тяжб и споров. ТЗ. являются
важнейшей частью фирменного стиля (см.).
|