Бренд — престижная марка
товара или услуги, выделяющая их на рынке.
Понятие происходит от лат. brand (так в Древнем Риме называли
тавро для домашнего скота). В Средние века изделия европейских ремесленников
также снабжались специальными клеймами, знаками их производителей. Уже тогда
были осознаны основные функции Б. — выделять вещь из ряда подобных,
конкурирующих, свидетельствовать о ее репутации и репутации производителя,
защищать продукцию от подделок.
Эпоха массового, мануфактурного производства лишила продукты
индивидуальности. Казалось, что понятие о марке продукции и репутации
производителя сохранится только в ювелирном деле, для одежды и обуви известных
модельеров и в др. немногих отраслях индивидуального ремесленного творчества.
Однако, в 1880 г. английский лорд Ливерхалм сообразил, что Б. можно
использовать в массовой товарной рекламе (лорд выпускал мыло). Он приказал
упаковывать каждый кусок и давать ему имя. В итоге, сегодня мы живем в мире Б.
Причем к прежнему значению Б. ощутимо добавилась их социальная роль: Б.
соединяют приобретаемый товар с общественным положением покупателя, указывают
на его место в социальной иерархии, на уровень доходов. Б. даже способны влиять
на продвижение покупателя, изменять его социальный статус, содействовать,
напр., карьерному росту или росту уважения со стороны соседей, друзей и
знакомых, в семье. Эти удивительные свойства Б. (сильных товарных знаков) и
делают снабженные ими товары очень привлекательными для потребителей, особенно
из привилегированных групп среднего общественного класса.
Различают словесный товарный знак или имя изделия (brand-name)
и образ марки, т.е. зрительные впечатления потребителей о товаре (brand-image).
В понятие Б. может входить постоянный фирменный слоган, фирменный цвет,
ассоциированный с товаром рекламный персонаж. Б. является комплексным символом
продукта, его рекламной и маркетинговой тенью. Обычно за Б., сильными товарными
знаками, стоит традиция, усилия поколений производителей и продавцов. На
международных рынках есть и российские Б., напр., водка "Столичная", автомат
"Калашников", изделия народного промысла "Гжель".
В СМИ и в маркетинговой документации сегодня можно встретить 2
написания термина: "бренд" и "брэнд". Первое — более верное, поскольку в
русском языке действует тенденция замены "э" на "е" внутри заимствованных слов
(т.е. не в начале, как в имени "Эдуард" или топониме "Эдинбург", а как в парах:
"кофэ-кофе", "проэкт-проект", "диэта-диета").
|