Выставка — одна из главных форм прямого
маркетинга, позволяющая демонстрировать и продавать товары и услуги (особо
важная для оптовой торговли и рынка дорогих услуг).
В. и ярмарки позволяют устанавливать долгосрочные связи с
покупателями. На В. осуществляются:
-
демонстрация образцов товаров и услуг, с возможностью показа «живьем», «в
действии», что более эффективно, чем объявления в прессе или даже телереклама;
-
уточнение границ рынка сбыта, поиск новых направлений деятельности, сегментов
рынка, расширение объемов сбыта;
-
PR — мероприятия, напр., презентация для покупателей и журналистов;
-
стимулирующие мероприятия «сейлз промоушн» в виде лотерей, раздачи фирменных
сувениров, бесплатных образцов продукции, дегустаций, предоставления скидок;
-
изучение конкурентов и контакты с ними,
-
контакты с новыми партнерами.
Работа на В. тщательно планируется. Выделяют такие этапы
планирования:
планирование подготовки В., планирование проведения В.,
планирование подведения итогов В.
Сначала составляют перечень выставляемой продукции и готовый
план выставочного стенда. Уточняют договор с организаторами В. (оргкомитетом).
Составляют перечень и смету нужных для успеха на В. информационно-рекламных
материалов: плакатов, буклетов, сувениров, технических описаний, фирменных
папок и др. Определяется персонал для работы на В. и проводится его «ролевой»
тренинг. Утверждается общая смета затрат.
Работу на В. планируют по направлениям:
-
расписание работы стендистов и др. персонала, включая руководителей
организации,
-
инструктаж персонала, корректирующий его работу на В.,
-
закрепление определенных экспонатов и тематики переговоров за конкретными
исполнителями,
-
организация завоза и вывоза оборудования и экспонатов,
-
переговоры, заключение контрактов, продажа образцов или мелких партий
продукции,
-
организация учета и оценки посетителей стенда.
Каждый участник В. стремится иметь на своем стенде экспонат —
«гвоздь» (сильный ай-стоппер), выделяющий стенд из ряда конкурирующих. В
качестве «гвоздя» эффективно используются рабочие модели механизмов и приборов.
На стенде должны быть поясняющие надписи и плакаты, указывающие на
соответствующие предметы.
Для стенда (выставочной экспозиции) выделяют 3 зоны: основную,
офисную и вспомогательную. В основной зоне показывают экспонаты и функционируют
обслуживающие их люди — стендисты. В офисной зоне ведут переговоры, пьют, курят
и питаются, заключают контракты. Из основной зоны не должно быть видно то, что
происходит в офисной. Вспомогательная зона нужна для хранения образцов и партий
товара, упаковки экспонатов, личных вещей сотрудников и т.д.
Стенд желательно оборудовать шкафами и вешалками для одежды,
сумок и пакетов. Иначе эти вещи посетители В. могут принять за демонстрируемые
экспонаты или сувениры. Стендисты должны выглядеть аккуратными и отдохнувшими.
Поэтому необходимо организовать им отдых и питание.
На переговорах уместно предлагать серьезным посетителям чай,
кофе, соки и, в исключительных случаях, шампанское и коньяк. Все манипуляции по
приготовлению напитков и их употребление должны быть вне поля зрения др.
посетителей В. Стендистов нужно ограничивать в пользовании мобильными
телефонами и беседах между собой. Офисная зона стенда должна быть изолирована
от шума и снабжена необходимыми материалами для переговоров: вариантами
контрактов, прайс-листами, ручками, чистой бумагой, калькуляторами.
Папки с фирменной символикой и рекламными материалами должны
быть или в руках у стендистов, или — в укромном месте. Иначе их легко возьмут
«на память» заинтересовавшиеся посетители. Запас свободно раздаваемых
рекламно-информационных материалов всегда должен быть достаточным.
С оргкомитетом В. решаются следующие вопросы:
-
аренда выставочной площади, открытой и закрытой;
-
аренда и монтаж оборудования, выбор конструкции стенда;
-
установление розеток и дополнительного освещения (если требуется);
-
аренда и установка специальных подиумов для экспонатов;
-
дополнительные услуги (шкафы, холодильник, мойка, паласы, столы, стулья) и
уборка помещений стенда;
-
изготовление надписи на фризе;
-
организация публикаций об участниках В. в СМИ и размещение информации о них в
каталоге В. (за отдельную плату);
-
организация работы грузчиков, автопогрузчика.
Подводя итоги работы на В., нужно ответить на следующие
вопросы:
-
удачно ли был размещен стенд,
-
хорошо ли он был оформлен и сконструирован,
-
оптимальна ли была площадь стенда,
-
основные неудобства и накладки в ходе В.,
-
какое еще оборудование и какие услуги нужно было бы заказать,
-
от чего следовало бы отказаться,
-
как работал персонал, стендисты.
Отдельно оцениваются коммерческие итоги В., как по прямо
заключенным договорам,
так и по перспективным контактам и клиентам. К участию в В.
целесообразно приурочить небольшую рекламную кампанию в СМИ, предлагая льготы,
скидки, купоны посетителям В., фирменного стенда.
|