Административный ресурс —
возможности, рычаги влияния на исход выборов, позиций СМИ и избирателей со
стороны действующей власти всех уровней.
На территории примерно 2/3 России выборы проходят относительно
конкурентно, с небольшим разрывом в количестве голосов за победившего и
проигравшего кандидатов-фаворитов. В остальных регионах (Северный Кавказ,
Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и др.) население абсолютным большинством
голосует за того единственного кандидата, который угоден местным элитам,
властям. Эти территории называют «электорально управляемыми».
Во всех регионах избирательные комиссии сильно зависят от
местной администрации в вопросах жилья и денег. СМИ получают, и на
региональном, и на федеральном уровне, дотации, бюджетные вливания. Часто СМИ
принадлежат коммерческим структурам, тесно связанным с политикой,
государственной бюрократией. Собственно из ее рядов и вышли почти все заметные
бизнесмены (а кто не вышел — тот пытается влиться в бюрократические ряды).
В качестве АР. могут использоваться связи действующей
администрации с силовыми ведомствами, спецслужбами, прокуратурой и судами. Это
дает возможность получать обширный компромат на конкурентов, а также «снимать с
дистанции» наиболее строптивых и опасных противников.
|